Реестр малообеспеченных заемщиков поможет населению сохранить жилье

24.06.2014 10:54

Создание Реестра малообеспеченных заемщиков, обслуживающих ипотечные кредиты, позволит государству вместе с банковской системой поддержать социально незащищенных граждан, платежеспособность которых ухудшилась вследствие резкой девальвации гривны, и обезопасить себя от мошенничества. Такое предложение Ассоциация "Украинский Кредитно-Банковский Союз" озвучила руководству Нацбанка. Об этом сообщили в пресс-службе УКБС, пишет УНН.

По убеждению УКБС, Реестр позволит выделить категорию социально незащищенного населения, которое обслуживает жилые кредиты (валютные или гривневые) и действительно нуждается в смягчении условий кредитования в связи с кризисом. А также отграничить от льгот состоятельных заемщиков, которые брали кредиты на покупку VIP-жилья или жилья для коммерческих целей (сдачи в аренду или перепродажи), и должников, которые не платили и при стабильном курсе.

Такой подход, когда поддержка будет предоставляться заемщику независимо от валюты кредитования, а в зависимости от уровня его материального обеспечения и социальной защищенности, более взвешенный и справедливый по сравнению с популистскими инициативами поддержки только "валютных" заемщиков путем принуждения банков конвертировать их кредиты в гривневые по курсу и ставке значительно ниже рыночных (законопроекты № 4895 и № 4895-1).

Возложение на банки всех убытков от резкой девальвации гривны и небрежного финансового поведения должников по валютным кредитам (которые и при стабильном курсе сознательно отказывались от предложений по их переводу в гривневые) будет иметь крайне негативные последствия не только для банковской системы, но и для всего государства.

Это подтвердили уже не только НБУ, Минфин, МВФ, Всемирный банк, но и Главное научно-экспертное управление ВРУ. По его заключению, перерасчет существующего объема ипотечных кредитов физлиц в более $4 млрд. по определенному в законопроекте № 4895 курсу приведет к значительным убыткам банков и дополнительной нагрузке на их капитал. Как следствие, количество проблемных банков может быстро увеличиться, в т.ч. и среди государственных, докапитализация которых будет означать дополнительные незапланированные нагрузки на Госбюджет и уменьшение финансирования социальных программ.

Поэтому вызывает беспокойство откровенно популистские законопроекты № 4895, № 4895-1, которые несмотря на риски социально-экономической дестабилизации, настойчиво проталкиваются и предлагаются на рассмотрение Парламента уже на текущей неделе.

В УКБС отмечают, что в текущих условиях важно найти компромисс для людей, которые взяли кредиты под покупку жилья и сегодня по объективным причинам не могут их должным образом обслуживать. Независимо от того, в какой валюте были получены эти кредиты - в иностранной или национальной, добросовестный заемщик должен быть уверен, что банк не заинтересован в его выселении из единственного жилья.

Сейчас банковская система предлагает оптимальные пути решения проблем неплатежеспособных заемщиков и лояльные для клиентов программы реструктуризации кредитов. В частности, только по итогам реализации банковских программ по переводу валютной задолженности в гривневую, количество ипотечных кредитных договоров, заключенных с физическими лицами, за последние пять лет сократилось более чем в 2 раза - с 200,9 тыс. ед. до 87,1 тыс. ед., а общий объем задолженности по таким кредитам уменьшился с 9,9 млрд. долл. до 4,1 млрд. долл. (по данным НБУ).

"Для реальной поддержки населения целесообразно сформировать Реестр малообеспеченных заемщиков, которые смогут рассчитывать на помощь со стороны государства и банков в случае ухудшения платежеспособности, - отмечает Генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз" Галина Олифер. - Это может быть компенсация разницы процентных ставок, установление кредитных каникул для заемщиков, которые, например, получили кредит на приобретение единственного жилья эконом-класса или имеющих на иждивении двух и более несовершеннолетних детей, родители-одиночки и др.".

УНН